• Артикул: 180080
  • Производитель: Моделист
47.00 руб.
Кол-во :
+
-

Описание:
Лин­кор «Тир­пиц»
Гер­ма­ния, 1941

В 1936 го­ду на ста­пе­лях вер­фи «Блом и Фосс» в Гам­бур­ге бы­ли за­ло­же­ны два са­мых мо­гу­чих ко­раб­ля в ис­то­рии Гер­ма­нии – лин­ко­ры «Бисмарк» и «Тир­пиц». Ко­ман­ду­ю­щий Во­ен­но-Мор­ски­ми си­ла­ми Гер­ма­нии ад­ми­рал Эрих Ре­дер от­во­дил им роль рей­де­ров – охот­ни­ков за тор­го­вы­ми су­да­ми, дей­ству­ю­щих в от­да­лен­ных оке­ан­ских рай­о­нах на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка.
Во­шед­ший в строй несколь­ко поз­же сво­е­го «стар­ше­го бра­та» «Бисмар­ка», - «Тир­пиц» был немно­го круп­нее и несколь­ко луч­ше во­ору­жен ( в част­но­сти, на нем бы­ли уста­нов­ле­ны два че­ты­рех­труб­ных тор­пед­ных ап­па­ра­та и уси­ле­но зе­нит­ное во­ору­же­ние).
Все ле­то и осень 1941 го­да «Тир­пиц» про­хо­дил ис­пы­та­ния в Бал­тий­ском мо­ре, а за­тем был от­прав­лен в Нор­ве­гию, где на него воз­ла­га­лись сле­ду­ю­щие за­да­чи:
-за­щи­та гер­ман­ских по­зи­ций в Нор­ве­гии и Арк­ти­ке,
-ата­ки на кон­вои, сле­ду­ю­щие в се­вер­ные пор­ты СССР,
-за­щи­та соб­ствен­ных мор­ских ком­му­ни­ка­ций,
- и са­мое глав­ное – сво­им при­сут­стви­ем и воз­мож­но­стью на­па­де­ния на кон­вои ско­вы­вать дей­ствия ан­глий­ских лин­ко­ров. Устра­не­ние угро­зы со сто­ро­ны «Тир­пи­ца» поз­во­ли­ло бы ан­гли­ча­нам пе­ре­бро­сить на Ти­хо­оке­ан­ский те­атр до трех лин­ко­ров но­вей­ше­го ти­па «Кинг Джордж V». Но Ад­ми­рал­тей­ство вы­нуж­де­но бы­ло дер­жать их в Ска­па-Флоу, во­ен­но-мор­ской ба­зе в Шот­лан­дии, вме­сто то­го, что­бы ис­поль­зо­вать их в ак­тив­ных опе­ра­ци­ях про­тив япон­цев.
В мар­те 1942 го­да «Тир­пиц» в со­про­вож­де­нии эс­мин­цев вы­шел на пе­ре­хват кон­воя PQ-12, но не смог его об­на­ру­жить. В свою оче­редь, ан­гли­чане та­к­же не смог­ли пе­ре­хва­тить гер­ман­ский лин­кор (не счи­тая без­успеш­ной ата­ки са­мо­ле­тов-тор­пе­до­нос­цев).
В по­сле­ду­ю­щие ме­ся­цы на­ча­лась дли­тель­ная «охо­та на «Тир­пиц». Сто­яв­ший в хо­ро­шо за­щи­щен­ном Трон­хейм-фьор­де, лин­кор пред­став­лял со­бой труд­ную цель. Раз за ра­зом бри­тан­ские тя­же­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки ти­па «Га­ли­факс» и «Лан­ка­стер» ата­ко­ва­ли сто­ян­ку «Тир­пи­ца», неся зна­чи­тель­ные по­те­ри.
Вто­рой бо­е­вой по­ход «Тир­пи­ца» со­сто­ял­ся толь­ко в июле 1942 го­да – так на­зы­ва­е­мая «опе­ра­ция «Рос­сель­ш­прунг» («Ход ко­нем»). Це­лью был пе­чаль­но из­вест­ный кон­вой PQ-17, вы­шед­ший 27 июня 1942 го­да из Хваль-фьор­да в Ис­лан­дии. Од­на­ко уже 5 июля «Тир­пиц» был ата­ко­ван со­вет­ской под­вод­ной лод­кой К-21 под ко­ман­до­ва­ни­ем Ге­роя Со­вет­ско­го Со­ю­за ка­пи­та­на 2 ран­га Лу­ни­на и спеш­но вер­нул­ся в ба­зу. Тем вре­ме­нем ан­глий­ские ко­раб­ли охра­не­ния оста­ви­ли кон­вой в на­деж­де от­ре­зать «Тир­пиц» от баз в Нор­ве­гии и не пред­по­ла­гая, что лин­кор уже воз­вра­щал­ся на свою сто­ян­ку в Аль­тен-фьор­де. Та­ким об­ра­зом, без­за­щит­ные тор­го­вые су­да до­ста­лись на рас­тер­за­ние немец­ким под­вод­ным лод­кам и бом­бар­ди­ро­воч­ной авиа­ции. Из со­ста­ва кон­воя по­гиб­ло две тре­ти су­дов!
В сен­тяб­ре 1943 го­да про­тив лин­ко­ра бы­ло при­ме­не­но но­вое ору­жие – сверх­ма­лые под­вод­ные лод­ки ти­па «Ми­джет». К ме­сту сто­ян­ки лин­ко­ра они бы­ли до­став­ле­ны на бук­си­ре обыч­ны­ми суб­ма­ри­на­ми, а да­лее дей­ство­ва­ли са­мо­сто­я­тель­но. Но кар­ли­ко­вые лод­ки нуж­да­лись в со­вер­шен­но точ­ном зна­нии ме­сто­на­хож­де­ния «Тир­пи­ца», так как ве­сти по­иск лин­ко­ра им бы­ло нечем, а энер­го­ре­сур­сы этих су­де­ны­шек бы­ли очень огра­ни­че­ны. И та­кая ин­фор­ма­ция бы­ла предо­став­ле­на. Дан­ные о со­ста­ве и дис­ло­ка­ции тя­же­лых немец­ких ко­раб­лей в Аль­тен-фьор­де бы­ли до­бы­ты со­вет­ским лет­чи­ком-раз­вед­чи­ком ка­пи­та­ном Ель­ки­ным, ко­то­рый три­жды про­шел над фьор­дом на бре­ю­щем по­ле­те, за­сняв сто­ян­ки всех круп­ных ко­раб­лей. Аэро­фо­то­сним­ки бы­ли спеш­но от­прав­ле­ны в Лон­дон.
22 сен­тяб­ря 1943 го­да «Тир­пиц» по­лу­чил по­вре­жде­ния в ре­зуль­та­те ата­ки «Ми­дже­тов». Ре­монт за­нял несколь­ко ме­ся­цев. В мар­те 1944 го­да от­ре­мон­ти­ро­ван­ный лин­кор вы­хо­дил в мо­ре для ис­пы­та­ний. По­лу­чив ин­фор­ма­цию об этом, бри­тан­ское Ад­ми­рал­тей­ство ре­ши­лось на но­вые воз­душ­ные ата­ки.
3 ап­ре­ля 1944 го­да «Тир­пиц» го­то­вил­ся к оче­ред­но­му вы­хо­ду в мо­ре. Яко­ря уже бы­ли под­ня­ты, ко­гда ко­рабль был ата­ко­ван пи­ки­ров­щи­ка­ми «Бар­ра­ку­да». По­лу­чив 14 по­па­да­ний, глав­ным об­ра­зом бро­не­бой­ны­ми бом­ба­ми, лин­кор вы­шел из строя еще на три ме­ся­ца.
По­сле­ду­ю­щие на­ле­ты успе­ха не име­ли – до осе­ни 1944 го­да. 15 сен­тяб­ря ан­глий­ские «Лан­ка­сте­ры», взле­тев с со­вет­ско­го аэро­дро­ма Ягод­ник близ Ар­хан­гель­ска (рас­сто­я­ние от баз в Ан­глии бы­ло слиш­ком ве­ли­ко, по­это­му на­лет был ор­га­ни­зо­ван с со­вет­ской тер­ри­то­рии) вновь на­нес­ли лин­ко­ру тя­же­лые по­вре­жде­ния. Во вре­мя этой опе­ра­ции го­лов­ные ма­ши­ны ве­ли со­вет­ские штур­ма­ны. По­сле это­го «Тир­пиц» был пе­ре­ве­ден в Тром­се-фьорд для ис­поль­зо­ва­ния в ка­че­стве пла­ву­чей ба­та­реи. Это бы­ла его по­след­няя сто­ян­ка. 11 но­яб­ря 1944 го­да лин­кор по­лу­чил несколь­ко пря­мых по­па­да­ний 5,5-тон­ны­ми бом­ба­ми «толл­бой», сбро­шен­ны­ми «Лан­ка­сте­ра­ми» 617-й и 9-й эс­кад­ри­лий, пе­ре­вер­нул­ся и за­то­нул.

Те, кто купил этот товар, также покупают: